Пасующий в волейболе (связка, разводящий)
Связующий – это «мозг» команды, от его действий на 80% зависит успех игры, от того, как он эту «связь» организует. Именно поэтому игроку нужна холодная голова. За доли секунды принять удачное для команды решение — одна из его главных задач. Одним из важных факторов успеха для связующего является быстрота ног. Ну что я могу сказать. Если вы смотрите волейбол по телевизору или в прямом эфире, то видите, что команда не всегда может организовать идеальный прием или точно настроить связующего. Поэтому быстрые ноги здесь очень пригодятся. Другим важным фактором являются «золотые руки». Ведь добежать до мяча – это только полдела, важно сделать такой пас, чтобы атакующему игроку было удобно атаковать. Поэтому у связующего должны быть «золотые руки», чтобы выйти победителем из ситуации, которая кажется проигрышной. Конечно, главная задача связующего — передать мяч, но правила не запрещают атаковать. Команда имеет право выполнить скидку, или атакующий удар, находясь в зоне лицевой линии, если видит свободную зону на площадке соперника. Вы можете удивиться, но во время матча также может случиться так, что в приеме участвует связующий. Да-да, именно на приеме, так как в волейболе много нестандартных ситуаций, и даже связующий может оказаться в такой непривычной для себя роли либеро. Стандартная зона расположения звена – 3. Как вы уже поняли, основная функция сеттера – обеспечить точный, быстрый и своевременный пас вне зависимости от качества приема. Хорошая ссылка — полдела. От этого игрока во многом будет зависеть успех игроков, играющих в нападении. Примеры пермяков в профессиональном волейболе: Вадим Хамутских и Евгения Старцева.
Основные функции связующего
Если нападающие и связующие видят друг друга впервые и никогда раньше не играли вместе, им будет сложно найти общий язык на площадке. Особенно часто бросается в глаза отсутствие сыгранности в связке и нападающих в первом темпе. Дело в том, что на поле связующий и первый темп очень близки друг к другу. Следовательно, мяч перелетает из одного в другой менее чем за секунду. Пас нужно подавать точно в запястье нападающего – малейшая неточность, и он смажет удар (киксане) или вообще не дотянется до мяча. Вам предстоит подолгу тренироваться вместе, иначе связующий постоянно будет выслушивать деликатные упреки: «Ну ты хоть мяч над сеткой подними».
Поэтому сборные, куда приглашаются нападающие и банда из одного клуба, часто имеют преимущество перед соперниками. Хотя история знает примеры обратного. Например, наши заслуженные мастера спорта, чемпионки мира разных лет Наталья Гончарова и Марина Шешенина, сколько ни тренировались, не смогли найти общий язык даже в «Динамо».
Ключевые навыки
Допустим, принимающий качественно довел мяч до связки. Если составной игрок находится на задней линии, у него целых три нападающих на передней линии. Чтобы нападение команды было успешным, связующий должен следить за движениями блокирующих игроков соперника боковым зрением и даже читать их намерения.
Очень часто, чтобы вывести партнера на одиночный блок или, в идеале, на атаку без блокировки, связующему необходимо уметь делать передачи за своей спиной, иногда даже одной рукой. Хорошо вернется — доведет диагональ до практической атаки. Но бывает и по-другому — мяч либо не доходит до диагональной зоны (узкий пас), либо улетает в антенну (широкий пас). В обоих случаях злоумышленнику будет некомфортно, а блокировка будет с точностью до наоборот. Если это произойдет несколько раз, тренер берет тайм-аут и на повышенных тонах требует от группы: «Дайте мне качество!» Или даже заменить его.
Лучшие сеттеры, прекрасно видящие поведение блокирующих, иногда не прочь поразить нападающего вместо того, чтобы отдать напарнику. Когда такие скидки проходят, сеттеры награждаются почетными шлепками по разным частям тела. Ну а если не получилось, то в сторону тренера лучше не смотреть — он прожжёт глазами.
Если игрок расстановки находится на задней линии, он не имеет права атаковать самостоятельно. Оппоненты всегда учитывают это. Ну, вы должны обратить внимание.
Комбинационная игра
Комбинации в волейболе — очень сложная работа для связующего. Они разыгрываются при определенных игровых условиях, и главным условием заказа биндера той или иной комбинации является размещение игроков в определенных точках страницы. Успех реализации такой игры зависит от уровня командной работы. Поэтому комбинационный игрок может принести плоды только при долгой и кропотливой работе всей команды.
В волейболе много комбинаций и каждый тренер может придумать их, чтобы внести исключительные розыгрыши в игру команды, но основных всего несколько: навес, отталкивание, отталкивание за голову, труба, вход в зону . Перед каждым розыгрышем цепочка показывает заранее оговоренную комбинацию пальцев, и лучше, если она будет непонятна противнику. Когда вы видите комбинацию, все злоумышленники понимают, кому и где нужно запустить атаку для ее выполнения.
Виды передач
Можно пройти низко, но быстро или высоко, но обычно настолько медленно, что после такой «горки» перед атакующим игроком успеет организоваться даже не двойной, а тройной блок соперника. Не каждый нападающий может отмахнуться от быстрого мяча – не стоит давать Егору Клюку полнавеса, лучше давать выше. Там, на высоте, он и разберется с организованным блоком. И Леон поймет. Но бразильянка Габи дает только половинчатые выстрелы.
Центральному игроку можно давать как низкую, так и высокую. В его случае высокая передача (метр) будет не такой медленной. Но опять же, в этих ситуациях самое главное — взаимопонимание. Если центровой отойдет на метр, а связующий пробьет его низко в зону, ничего не выйдет — в лучшем случае нападающий просто сбивчиво шлепнет по летящему куда-то на высоте подбородка мячу.
Место встречи с мячом
Сеттер, конечно, не участвует в получении представления. Он находится примерно посередине сетки, возле зоны номер три, примерно в метре от нее, ожидая, когда принимающий игрок принесет ему мяч, что называется, на носу. Если прием его команды не получился, такой доводки можно ждать еще долго. Ну а пока не прилетело в нос, надо бегать за мячом и в третьем, и в четвертом, и в пятом-шестом метрах от места.
Раньше сеттеры могли отдавать приказы в конечной зоне своим голосом или пальцами за спиной, но с появлением подачи энергии выполнить такие приказы стало практически невозможно.
Если связующему нужно было продвинуть мяч хотя бы в район трехметровой линии, он уже не сможет передать мяч на первый темп. Нет, конечно, есть такие задроты, как Иранец Маруф, который иногда с третьего-четвертого метра проходит в погоне за своим центральным игроком, да еще и в падении, но и у него такие цифры на века.